Витражи Тиффани


Луис Комфорт Тиффани (1848-1933)

Луис Комфорт Тиффани
Одним из самых известных и востребованных художников периода «позолоченного века» в США, является Луис Комфорт Тиффани, сын Чарльза Луиса Тиффани, основателя знаменитой ювелирной компании «Тиффани и Ко.» в Нью-Йорке. Он был настоящим провидцем и одним из самых оригинальных, творческих и влиятельных дизайнеров этого периода. Он также считается одним из первых промышленных дизайнеров, совмещающий изобразительное искусство и функциональной полезности в различных своих творениях, которые сегодня знают, ценят и собирают по всему миру. Тиффани был трудолюбивый экспериментатор, одержимый совершенством и превосходством. Карьера Тиффани растягивается более чем на полвека, с 1870 до середины 1920-х годов. Он обладал природным талантом в многочисленных областях искусства. В начале своей карьеры Тиффани был одаренным художником, а также архитектором. В своих работах он использовал разнообразные материалы, включая эмали, декоративные бронзы, керамики, серебро, дерево и кованое железо, чтобы производить все: от распятия и канделябров до более прозаических предметов, таких как письменные приборы, часы и рамы для картин. Тиффани известен во всем мире как художник стекла. Стекло было средой, в которой он преуспел, и открыл безграничные возможности для творчества, что позволило ему оптимально реализовать свои эстетические идеи. Под его непосредственным руководством, ремесленники в своих студиях выпустили тысячи витражей и ламп, столовых приборов, мозаик и самых роскошных стеклянных украшений. Мастерская ТиффаниВ начале своей карьеры (1881) он сотрудничал с тремя дизайнерами из Ассоциации художников - Самуэлем Колманом (1832 - 1920), Лок-вудом де Форестом III (1869 - 1949) и Кэндасом Уилером. С 1881 по 1882 год они вместе занимались оформлением резиденции писателя Марка Твена в Хартфорде (Коннектикут), а также особняков на Пятой авеню в Нью-Йорке, принадлежащих Огдену Гулету и Корнелиусу Ван-дербильту. Эклектичное сочетание восточных (японских, китайских, мавританских и индийских) мотивов с итальянским Ренессансом стало визитной карточкой художников. На протяжении всей жизни Тиффани с большим вниманием относился к процессу производства стекла, профессионально разбираясь в этой области. Во многом благодаря этому трехмерные изображения на витражах и гармоничное сочетание цветов распространялось не только на монументальные витражи, но и на небольшие декоративные предметы. Как упоминалось ранее, для создания эффекта «драпировочного» стекла его специально тянули и скручивали до того, как оно остывало, чтобы получить имитацию скульптурных складок. Тиффани разрабатывал эскизы пейзажных витражей; один из них украшает Первую пресвитерианскую церковь в Бруклин Хайтс в Нью-Йорке. Он был установлен в 1901 году в качестве центра религиозной композиции храма. Свет, проникающий через радужное стекло, как бы омывает нарисованный пейзаж божественным сиянием. Во втором десятилетии XX века интерес к радужному стеклу стал снижаться, появились такие новые направления, как ар деко и «Прикладное искусство». Второе готическое возрождение, начавшееся в Америке в 1910 году, преодолело средневековое представление о цветном стекле как о материале исключительно для оконных проемов. Витражи стали более художественными и актуальными. Кроме того, отошло в историю мнение, что витраж - это обязательно расписанное стекло; теперь композиции составлялись из фрагментов цветного стекла. К сожалению, когда в моду вошли более простые художественные формы, фирма не смогла обновить свой стиль. В 1932 году они обанкротились, а на следующий год Тиффани скончался в возрасте 84 лет.


Техника Тиффани

Мастерская Тиффани
Витражи, выполненные в технике Тиффани, одни из самых простых и доступных, потому что сам смысл техники заключен в том, чтобы любой человек смог это сотворить. Но есть несколько проблем, которые, несомненно, возникнут в процессе изготовления витража. Нарезать простые формы - вообще не сложно, можно научиться за пару мастер-классов. Обернуть готовое стекло - тоже проблемы нет, небольшая выдержка и терпение; а вот с пайкой - придется потрудиться. Если у вас простой паяльник, то необходим некий опыт (примерно 6-8 недель). Но даже если человек научился «паять» то не факт, что он сможет сделать это качественно (то стекло лопнет, то припой протечет на изнанку). И, в конце концов, после продолжительной работы, у вас получится красивое, но где-то сломанное стекло в жутком, по виду, обрамлении. То есть «китайский вариант». Чтобы добиться по настоящему добротного и качественного продукта следует обращаться к профессионалам своего дела, которые через порезанные руки, мозоли, раздражения кожи от химикатов, действительно производят витражи в технике Тиффани очень высоко уровня. Беда только в одном, что этих истинных мастеров становится все меньше и меньше.

Фотогалерея витражей в технике "Тиффани"